×
Современные технологии - от смартфонов и компьютеров до автомобилей и инфраструктуры для производства возобновляемой энергии - создаются с использованием большого количества разных металлов. В 2022 году в мире наблюдается дефицит важнейших из них, что ставит под угрозу развитие технологических отраслей и усложняет осуществление глобального энергоперехода.
Почему возникла нехватка металлов и как долго она будут дорожать?
На Лондонской бирже металлов, которая является ключевой для рынка, запасы алюминия, меди, никеля и цинка за последний год снизились на 70%. Так, стоимость меди с марта 2022-го находится на исторических максимумах и превышает $10 тысяч за тонну.
Алексей Калачев, аналитик ФГ "Финам" отмечает, что мировые балансы по меди, никелю и ряду цветных металлов остаются умеренно дефицитными. По данным World Bureau of Metal Statistics (WBMS), наблюдаемый спрос не очень значительно, но все же превышает учитываемые объемы производства. Сохраняющиеся проблемы с логистикой поставок усугубляют ситуацию и приводят к сокращению запасов.
"Биржевые запасы, которые служат обеспечением поставок по срочным контрактам, усиливают волатильность на рынке и периодически провоцируют спекулятивный разгон цен. Как это было в начале марта, когда невозможность закрытия коротких позиций хеджером - компанией Tsingshan Holding Group, крупным поставщиком никеля из Китая, привела к ажиотажному разгону цен до $100 тысяч за тонну, остановке торгов и отмене сделок", - комментирует Калачев.
Валерий Емельянов, эксперт "БКС Мир инвестиций" перечисляет причины подорожания металлов. По его словам, запасы на складах истощаются в основном из-за ситуации с поставками в Европе. Закупки из России сильно осложнились из-за проблем с логистикой и оплатой. Также негативно сыграл рост цен на энергоносители и электроэнергию. Издержки в производстве алюминия и цинка связаны с ценой электричества. Расходы настолько выросли, что часть предприятий ушла в убыток и вынуждена была приостановить поставки. Медь как основной заменитель алюминия в электротехнике пошла следом, повышенный спрос на нее толкает вверх цены и опустошает складские запасы.
"Учитывая тренд на разрыв между предложением и спросом, заданный еще в предыдущие 2 года, дефицит цветных металлов может сохраняться как минимум до конца этого года. На перестройку цепочек поставок металлов уйдут недели или даже месяцы, но очевидно, что это будут более дорогие варианты, поэтому ценам еще есть куда расти. Индекс S&P Metals&Mining, который служит индикатором спроса на металлургические активы, сейчас на максимумах с 2011 года. Но, в принципе, это не предел. В 2008 году он был на 40% выше, чем сейчас", - предупреждает эксперт.
Маск бьет тревогу - производители электрокаров и электроники пострадали от дефицита
Брендам электрокаров и электроники нехватка металлов не позволяет наращивать темпы производства, необходимые для дальнейшего развития бизнеса.
По прогнозам Marketsandmarkets, рынок бескислородной меди для электроники и высококачественного производства будет расти среднегодовыми темпами - 5,3% - до 2025 года. При этом глобальный рынок потребительской электроники будет расти на 7,18% в год до 2025 года, а рынок электромобилей - на 24% в год до 2028 года. Сырье будет расти медленнее производства, что может привести к увеличению ценности и стоимости меди.
Медь из-за ее хорошей электропроводности является основным металлом, например, для создания процессоров и полупроводников. Алексей Калачев подчеркивает, что дефицит металлов и вызванные им высокие цены увеличивают затраты производителей электроники.
Стоит отметить, что от нехватки элементов страдают даже лидеры рынка. Так, в 2021 году Apple была вынуждена на 10 млн единиц сократить производственную цель по iPhone 13 из-за ограниченного количества чипов. По прогнозам экспертов, их дефицит продлится как минимум до 2023 года, а может растянуться и на годы.
Из-за сложных электронных компонентов, например, батарей, для производства электрокаров требуется значительно больше металлов, чем для традиционных авто. Так, в электромобиле на 180 килограммов больше алюминия и на 70 килограммов больше меди, чем в обычном. Кроме того, для средней батареи электрокара требуется около 10 кг лития.
Металлы, незаменимые для производства электромобилей, стремительно дорожают. За последний год цены на литий выросли почти на 500% - до практически $80 тысяч за тонну. Кобальт стоит примерно столько же, а в начале марта стоимость никеля ненадолго превысила $100 тысяч за тонну.
Илон Маск предполагает, что Tesla придется добывать литий самостоятельно из-за нехватки поставляемого металла для нужд компании.
В прошлом году General Motors инвестировала в проект по добыче лития в Калифорнии, а BMW сделала то же самое в Аргентине. Volkswagen подписал обязывающее соглашение о покупке лития с немецкого рудника. Tesla уже владеет правами на месторождение лития в Неваде.
Однако для запуска новых проектов по добыче металла потребуется время, а растущие цены на электромобили из-за удорожания их компонентов, могут отпугнуть массового потребителя и затормозить переход от традиционных авто с неэкологичными двигателями внутреннего сгорания к "зеленым" электромобилям.
Глобальный энергопереход под ударом, а что грозит России?
Масштабная мировая трансформация за счет перехода к "зеленой" энергетике тоже столкнулась с серьезными препятствиями из-за дефицита металлов.
Согласно докладу Всемирного банка, глобальный энергопереход потребует 3 млрд тонн металлов и минералов. При этом цены на медь, литий, кобальт и графит к 2050 году вырастут на 500%.
По мнению Алексея Калачева, в мире увеличится стоимость аккумуляторов и оборудования для возобновляемой энергетики. Рост цен ставит под вопрос как минимум сроки выполнения программ по энергопереходу.
До последнего скачка цен на нефть, который мы наблюдаем с начала зимы, себестоимость "чистой энергии" и традиционных источников (нефть, газ, уголь) была примерно на одном уровне: от 5 до 15 центов за киловатт-час.
Валерий Емельянов считает, что дефицит редких и цветных металлов создает проблемы для энергоперехода, но при этом маржинальность в данном сегменте все равно растет, поскольку включаются автоматические механизмы переключения потребителей с дорогих углеводородов на более дешевую альтернативу.
"Наибольшее давление может испытывать ветровая энергетика, где задействован титан, и производство аккумуляторов, где требуется литий. В солнечной, приливной, геотермальной и гидроэнергетике тренды вряд ли сильно изменятся. Атомная промышленность может даже получить импульс к росту, хотя уран тоже дорожает", - говорит эксперт.
В России "зеленая" трансформация находится в самом начале, однако проблемы с поставками лития в страну уже становятся серьезными.
Как отмечает Алексей Калачев, основные каналы поставок лития в Россию - это Чили, Аргентина и Боливия. Чили и Аргентина уже отказались поставлять, Боливия, если и не присоединилась к этому, то присоединится в ближайшее время. Собственной добычи у нас пока нет. Ресурсы имеются, но коммерчески эффективных месторождений для освоения нет или очень мало. Завершится поставка по действующим контрактам, закончатся запасы на складах, и на этом пока все.
По его словам, в основном литий применяется для производства литий-ионных аккумуляторов, аккумуляторных батарей для электрического транспорта, средств накопления и хранения электроэнергии. Такую продукцию производит, например, новосибирский "Лиотех". Некоторое количество лития используется также в атомной энергетике и в производстве ядерного оружия.
"Полагаю, часть лития для государственных нужд можно было бы получить у Китая. Для коммерческого производства батарей это вряд ли имеет смысл, так как дешевле их у Китая же и покупать, чем покупать у них сырье. Большие и коммерчески эффективные для добычи запасы лития имеются в Афганистане, и, по некоторым сведениям, Китай нацелен осваивать их. Полагаю, это через пару лет может смягчить ситуацию по литию", - говорит аналитик.
Калачев напоминает, что "Росатом" заявлял о планах по разработке месторождения литиевого сырья в Иркутской области, в 2021 году в Ангарске ввел в строй опытную установку по выработке гидроксида лития, а серьезное производство рассчитывал запустить в 2024 году. Если его планам не помешает ограничение на импорт оборудования, то основные потребности страны через какое-то время можно будет обеспечить за счет внутренних ресурсов. Но построить коммерчески выгодное производство с расчетом на экспорт, как рассчитывал ранее "Росатом", пока действуют санкции, наверное, не получится.
Кроме того, "Газпром" совместно с "Иркутской нефтяной компанией" заявил о планах наладить добычу лития на Ковыктинском газоконденсатном месторождении, и в феврале 2022 года даже заключил соглашение о сотрудничестве с Минпромторгом для разработки этого проекта. Заявляется, что значительные запасы природных соединений лития содержатся там в подземных водах.
Валерий Емельянов обращает внимание, что в структуре импорта у нас доминируют черные металлы. То, есть являясь крупным экспортером стали, мы тем не менее ввозим сталь более высокого передела, например, прокат заданной ширины или готовые изделия (винты, болты и гайки). Аналогичная картина с медью, никелем, свинцом, цинком и оловом. Россия продает их в качестве сырья и закупает в полуготовом или готовом виде.
"Если говорить именно о цветных металлах, причем необработанных, то у нас практически отсутствует большинство редких (60 наименований) и редкоземельных металлов (17 элементов). Но и спрос на них как таковой отсутствует, если не считать лития. Электронная промышленность в РФ работает на импорте готовых комплектующих", - добавляет эксперт.